|
Современный арабский антисемитизм
Вновь проснувшийся антисемитизм имеет две характеристики:
а) приверженцы антисемитизма представляют его, как справедливую реакцию на израильскую политику в вопросе конфликта с палестинцами.
б) арабские средства массовой информации являются основным каналом распространения анти еврейской пропаганды. В связи с вышесказанным мы обязаны уделять особое внимание арабскому антисемитизму.
Данная статья рассматривает вопрос антисемитизма в рамках его подачи в СМИ и специально не затрагивает вопроса статуса подвластных евреев в исламе. Эти две темы – отношение ислама к евреям в средние века и современный арабский антисемитизм имеют различную историческую подоплеку, и поэтому они должны быть исследованы по отдельности.
Очень печально осознавать, что в последнее время вопрос статуса евреев в качестве подвластных подданных ислама в средние века, рассматривается в свете современных политических разногласий между евреями и мусульманами с целью влияния на общественное мнение. Рядовой читатель не может правильно оценить верность утверждений, поступающих с двух сторон: с одной стороны существует утверждение о том, что евреи (и христиане) имели статус защищенного меньшинства под властью ислама, и что евреи в исламской Испании процветали и жили спокойной жизнью. А с другой стороны существует утверждение, что евреи и христиане не имели полных законных прав и считались второсортными гражданами.
Известный исследователь ислама, Бернард Луис, сбалансировал эти два противоположных варианта:
«Даже в дни своего рассвета ислам сильно отличался от описаний Бенджамина Дизраели и других писатели романтического периода. Золотой век равноправия это миф, и вера в этот миф родилась благодаря благосклонному отношению евреев к исламу, но она не была его последствием. Этот миф был придуман евреями в 19 веке в назидание христианам, и он был перенят мусульманами в назидание евреям.
Как и многие другие укоренившиеся мифы, эта версия имеет долю исторической правды. Если терпимость означает отсутствие преследований, то можно считать, что ислам был терпим по отношению к евреям и христианам, находившимся под его властью. Вполне вероятно, что в Испании ислам был более терпимым, чем на Востоке, и без сомнения, в обоих регионах власть ислама по отношению к евреям была более терпима, чем власть христианства. Однако если считать, что терпимость означает отсутствие дискриминации, то ислам никогда не был терпимой властью, и никогда не претендовал на это. Наоборот, ислам всегда подчеркивал, что мусульмане привилегированны в своих правах, и что они имеют особый статус в этом и в следующем мире» [1].
Несмотря на различия между отношением ислама к евреям в средние века и между современным арабским антисемитизмом, не стоит забывать, что стереотипы, сложившиеся в те времена, продолжают подпитывать арабскую реакцию на сионизм и на Израиль.
Я приведу пример из слов надежного и компетентного свидетеля, Ибн Халдона, известного ученого XIV века. В его знаменитой книге «Введение в науку истории», в одной из менее известных глав, он рассматривает принципы образования и предупреждает своих читателей, что слишком строгие правила дисциплины и физические наказания, могут нанести вред. Он считает, что такого рода дисциплина вредит моральным качествам учеников: «Слишком строгие меры наказания ломают дух детей, разрушают положительные стороны их характера и способствуют появлению дурных качеств, таких как хитрость и пристрастие ко лжи». Отрицательное влияние строгих ограничений и угнетающей власти сказывается не только на отдельных личностях, но и на целых группах, утверждает Ибн Халдон. Живой пример тому являют собой евреи, «повсеместно известные своей хитростью и другими постыдными качествами».
Это совершенно ошеломляющее замечание об образе евреев под властью ислама в Средние века. На свидетельство Ибн Халдона можно смело положиться, так как он выступает в роли «наивного» свидетеля: в этой главе он не хочет указать на какую-то новую характеристику евреев. Его слова отражают общепринятое мнение, о том, что евреи это люди подлого характера и обманщики. И именно, благодаря тому, что его заявление не требует подтверждения, он может использовать его в качестве доказательства своей воспитательной гипотезы.
Здесь стоит отметить, что Ибн Халдон не был антисемитом, не смотря на его слова о евреях. Евреи упоминаются в его книге для исторического сравнения, и он говорит о них в объективном тоне, без враждебности. А в этом конкретном случае в его словах даже проскальзывает доля симпатии по отношению к евреям.
Также, важно отметить, что образ еврея как человека слабого и униженного с одной стороны, и как хитрого интригана с другой стороны играет очень влиятельную роль в стереотипном представлении евреев современной арабской пропагандой.
Существует мнение, что в странах, где средства массовой информации находятся под контролем власти, общество развивает свои симпатии, и ненависть не зависимо от официального мнения, навязываемого властями. Это происходит из-за того, что люди не доверяют официальным СМИ. Можем ли мы предположить, что общественное мнение в арабских странах относится к антисемитской пропаганде с достаточной мерой недоверия? К сожалению, у нас нет никакого основания, верить столь оптимистичному предположению. Общество, выросшее на негативном представлении образа евреев, скорее всего будет готово доверять антисемитской пропаганде, которая полностью совпадает со знакомыми ему образами.
Что такое арабский антисемитизм и какова его основная характеристика?
Что такое арабский антисемитизм? Каждый раз, когда мы сталкиваемся с антисемитскими проявлениями со стороны арабов или с целью влияния на арабское общество – это арабский антисемитизм. Очень часто арабский антисемитизм предназначен для влияния на неарабское общество, говорящее на других языках, с целью получения поддержки со стороны европейцев или других народов против евреев.
Что характеризует арабский антисемитизм? Данные, приведенные ниже, собраны усилиями обширного опроса, проведенного Институтом по изучению масс-медиа стран Ближнего Востока (МЕМРИ) а также почерпнуты из многочисленных арабских издательств и форумов (газет, журналов, телевизионных передач, пятничных проповедей из мечетей, книг и Интернет сайтов).
Арабская анти еврейская пропаганда включает в себя три основные определения: 1) Анти еврейские мнения и образы из традиционных исламских источников. 2) Антисемитские стереотипы, образы и обвинения из европейских и христианских источников. 3) Отрицание Катастрофы и сравнения сионизма с фашизмом (эти определения также вытекают из западных источников, но они требуют особого к себе внимания).
Исламские источники
Обезьяны и свиньи
Одно из основных обвинений в адрес евреев, и не только из пятничных проповедей, но и из политических статей, состоит в том, что они якобы произошли от обезьян и свиней. Это обвинение обосновывается на нескольких отрывках из корана, где говорится о том, что Аллах превратил евреев в свиней и обезьян в наказание за нарушение субботы.
На подобное оскорбительное сравнение нельзя смотреть сквозь пальцы; точно также как нельзя относиться к вере в то, что евреи превратились в свиней и обезьян или в других существ (например, летучих мышей), как к просто примитивному мышлению и не более того. Постоянное отношение к евреям, как к презренным (с точки зрения мусульман) животным, лишает их человеческого облика и служит оправданием их уничтожению. Перед вами несколько примеров тому, как можно использовать это оскорбительное сравнение в разных ситуациях:
«Читайте историю и вы поймете, что вчерашние евреи являются предками сегодняшних евреев. Современные евреи это потомки грешников, вероотступников, нарушителей слова Аллаха, идолопоклонников, убийц пророков, отрицателей пророчества, проклятых Аллахом и превращенных им в обезьян и свиней. Таковы евреи, непрекращающиеся поколения негодяев, упрямцев, развратников, преступников и стяжателей».
2. Этот образ прочно укрепился в сознании общества и даже у детей. В мае 2002 года телевидение Саудовской Аравии Акра [2] транслировало интервью с трехлетней девочкой, «настоящей мусульманской девочкой», насчет евреев в передаче «Журнал мусульманки». Когда девочку спросили любит ли она евреев, она ответила, «нет», а когда ее спросили почему, она ответила, «потому что они обезьяны и свиньи». «Кто тебе это сказал», спросила ведущая, «Аллах», ответила девочка». «А где он это сказал?», «в Коране». В конце интервью довольная ведущая программы сказала, «Родители не могут желать себе более верующей дочери. Да благословит Аллах эту девочку и ее родителей».
3. Салим Азуз, корреспондент египетской оппозиционной газеты,Аль-Ахрур,относящейся к либеральной религиозной партии, описал отступление Израиля из Ливана в мае 2000 года следующими словами: «Они бежали оттуда, в чем мать родила, как бегут свиньи. Но зачем же говорить «как», когда они и есть обезьяны и свиньи»!
Клятва деревьев и камней – и до Аль-Хаджара и Аль-Шаджара
«Обещание камней и деревьев» это еще одно распространенное анти еврейское предание. Оно пошло из уст пророка Мухаммеда (из книги Хадит) и на него довольно часто ссылаются. В предании сказано, что перед Днем страшного суда мусульмане будут воевать с евреями, и победят их. В поисках укрытия евреи спрячутся за камнями и деревьями, которые подадут голос и скажут: «О мусульманин, о Абдулла, еврей прячется за мной, приди и убей его». Незадолго до начала войны в Ираке, проповедник самой большой мечети в Багдаде произнес эту цитату из Хадита в своей проповеди, которая была транслирована по телевидению (февраль2003). С длинным занесенным над головой мечом, он провозгласил: «мы обезглавим их» и его вдохновленная речь увлекла за собой тысячи молящихся.
Европейские корни
Арабский антисемитизм унаследовал все европейские антисемитские предания, даже те от которых европейские антисемиты давно отказались, из-за их чрезмерной примитивности. Самые яркие примеры это кровавые наветы, Протоколы сионских мудрецов и обвинение евреев в убийстве Христа (обвинение, звучащее довольно странно из уст мусульманина).
Кровавые наветы
Кровавые наветы все еще распространены в арабско-исламском мире, иногда они даже появляются в государственной прессе. Некоторые репортеры используют известные обвинения и преподносят их в новой форме, иногда, добавляя им новые подробности, например, известия о том, что евреи используют человеческую кровь в Пурим для приготовления «ушей Амана».
Кровавые наветы, появляющиеся в арабских СМИ, обычно связаны с критикой в адрес израильской политики по отношению к палестинцам. В августе 2002 года Ибраим Нафа, редактор египетского ежедневника, Аль-Аарам, был призван к ответу Верховным судом в Париже по обвинению в антисемитской пропаганде и насилии на почве расизма. Он обвинялся в том, что в его газете (28 октября 2000 года) была опубликована статья под заголовком «Иудейская маца замешана на арабской крови». Автор статьи указывал на связь между событиями кровавого навета в Дамаске в 1840 году и между действиями Израиля на оккупированных территориях.
Следует отметить, что обвинения против Нафы, председателя Арабского объединения журналистов, вызвали бурю возмущения среди арабов. Арабская пресса назвала это «интеллектуальным террором», «ударом по свободе слова» и даже «оскорблением в адрес всей арабской прессы», потому что Нафа является ее официальным представителем.
Протоколы сионских мудрецов
В 1927 году Протоколы сионских мудрецов были переведены на арабский язык, и с тех пор они широко используются в антисемитской арабской пропаганде в подтверждение заявления о «еврейском заговоре захватить весь мир».
Арабские СМИ относятся к Протоколам сионских мудрецов, как к подлинному документу. На самом деле многие арабские журналисты прекрасно сознают, что Протоколы это подделка, однако большинство продолжает использовать их, утверждая при этом, что «выдумка это или правда, в качестве «прогноза», Протоколы полностью оправдываются».
Одним из примеров такого отношения является статья Асана Твини, христианского репортера ливанского происхождения:
«Если бы нам не было известно, что Протоколы сионских мудрецов были подделаны российской разведкой в 19 веке ... можно было бы сказать, что происходящее в нашем мире на сегодняшний день соответствует тому, что евреи планировали тогда. Существует поразительное сходство между сегодняшней реальностью и еврейским заговором овладения и миром его разграблением, их финансовым и политическим положением, их военной мощью, а также их попыткой уничтожить все, что ценно в глазах других народов». [5]
Однако, как уже упоминалось выше, есть несколько исключений из правила. Среди них очень важные общественные деятели такие как Доктор Цадек Джалаль Аль-Азам, сирийский философ, Осама Аль-Баз, советник президента Мубарака, и доктор Абед Аль-Ваэб Аль-Масири, автор еврейской энциклопедии на арабском языке.
Евреи виноваты в убийстве Христа
Древнее обвинение христиан превратилось в распространенное клише в антисемитском арабском дискурсе. Например, Басам Абу-Шариф, советник Арафата, в Саудовской газете, «Аш-Шарк аль-Аусат» публикуемой в Лондоне, об ущербе нанесенном статуе девы Марии от огня израильской армии во время осады храма Рождества в Вифлееме:
«Печальная улыбка девы Марии, защищающей своего сына, Мессию, не удержала израильских солдат захватчиков от стрельбы по лицу этого палестинского ангела [то есть Иисуса Христа[, чтобы уничтожить его улыбку, уничтожить то что им не удалось в течение 2000 лет. В Вифлееме было совершено новое преступление. Это была неудачная попытка израильтян уничтожить мир, любовь и терпение, точно также как когда-то их предки пытались уничтожить слова пророчества, вбивая гвозди и железные колья в тело Спасителя, распятого на кресте». [6]
Отрицание Катастрофы и сравнение сионизма с фашизмом
В арабских изданиях, нападающих на сионизм, самая распространенная тенденция это сравнение сионизма с фашизмом. Они утверждают, что существует неоспоримое сходство между идеологиями этих двух расистских движений. Они заявляют, что в той же мере, в которой фашисты прославляли превосходство арийской расы, евреи настаивают на идее «избранного народа». Еще одно сходство между сионизмом и фашизмом, по их утверждению, состоит в том, оба движения считают легитимным использование военной силы в целях экспансии.
Кроме того, арабы утверждают, что сионисты сотрудничали с фашистами в уничтожении еврейского народа; они не уклонялись от приложения усилий по спасению евреев в чисто гуманитарной форме. На этих утверждениях основывался кандидатская работа Махмуда Абаса, которая была сдана в 1982 году в Институте Ближнего Востока в Москве. Махмуд Абас, известный также под именем Абу Мазен, один из руководителей палестинской автономии и председатель исполкома ООП, исполнявший в течение некоторого времени обязанности главы палестинского правительства. [7]
Еще одно из обвинений касается сегодняшней политической ситуации на Ближнем Востоке: действия Израиля и сионистов, предпринимаемые против палестинского народа, сравниваются с действиями фашистов, предпринимавшихся против евреев, они даже утверждают, что действия евреев еще хуже.
Политическое значение этих обвинений достаточно ясно: если Катастрофы не было, то немцы не должны испытывать угрызений совести по отношению к евреям; напротив, немцы и остальные европейцы виноваты перед палестинцами, которым якобы пришлось поплатиться за Катастрофу. Если же евреи ведут себя по отношению к палестинцам, так же как фашисты вели себя по отношению к евреям, то опять же немцы не должны испытывать никаких угрызений совести. Эти логические выводы связывают восточный и западный антисемитизм и создают стратегическую основу ненависти по отношению к евреям.
Выставление евреев в сатанинском обличии
Евреев продолжают демонизировать, как народ и как отдельных субъектов в связи со всем тем, что было сказано выше. Несмотря на информацию о личности террористов, совершивших нападение 11 сентября, общественные деятели, журналисты и религиозные лидеры продолжают уверять, что евреи, а не мусульмане ответственны за террористическую атаку 11 сентября. Утверждение, что американские и/или еврейские израильские представители совершили эту атаку, превратилось в распространенный миф в арабском обществе. Соответственно нескольким невероятным версиям, президент Америки Джордж Буш и министр иностранных дел Колин Пауэль ответственны за планирование этой атаки.
Вследствие террористических акций, проведенных первого мая в Саудовской Аравии, саудовский принц заявил, что он уверен на 95%, что «сионисты ответственны за проведение террористических акций в королевстве» ]8].
Какие меры можно предпринять?
Мы находимся перед вопросом, какие можно предпринять меры в этом вопросе. В короткой форме ответ на этот вопрос состоит в том, что необходимо следить за проявлениями арабского антисемитизма и обнародовать все происходящее, в надежде на то, что это повлечет за собой международное возмущение и дипломатическое давление. Из опыта последних лет видно что арабские общественные деятели и политики чувствительны к международному порицанию и внешнему давлению. Статья, осуждающая антисемитизм, написанная Абу Осамой в 2003 году, является положительным шагом вперед. Также очень ободряет тот факт, что институт по изучению Ислама в каирском университете, рекомендовал исламским проповедникам не проводить сравнения евреев с обезьянами и свиньями [9]. Нет уверенности в том, что подобные проявления были бы осуществлены, если бы американский конгресс и пресса, а также западные дипломаты не оказали бы давления и не высказали своего возмущения в адрес арабского антисемитизма.
* Менахем Мильсон, профессор арабской культуры в Еврейском университете в Иерусалиме, академический консультант института МЕМРИ. Статья основывается на лекции, прочитанной а Еврейском университете.
----------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Бернард Луис, Ислам в истории (английский), стр. 134-35
[2] Акра это саудовский телевизионный спутниковый канал. Интернет сайт канала публикует, что они заинтересованы в «распространении аспектов исламской культуры, вызывающих восхищение... и в распространении настоящего терпимого облика Ислама и опровержении, предъявляемых ему обвинений»
[3] По исламской версии Христос не был убит или распят, он был забран на небо Аллахом.
[4] Интернет сайт МЕМРИ, Серии по анализу и исследованию, № 109, 113 и 114
[5] Палестинская автономия, 28 марта 2000. Статья списана из ливанской газеты «Ан-Наар»
[6] «Аш-Шарк аль-Аусат», 20 марта 2002
[7] Книга была издана на арабском языке в 1984 году
[8] Saudi Press Agency, May 2, 2004, см. также сайт института МЕМРИ Special Dispatch Series, № 706.
[9] Известие было опубликовано 14 марта 2003 года в Саудовской газете Аль-Ватан
Источник: http://www.antisemitism.org.il/rus/articles/22621/ |
Категория: АНТИ | Добавил: Administrator (03.12.2009)
| Автор: Менахем Мильсон
|
Просмотров: 1376
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Ссылки |
|
|